Курский трамвай
Навигация

О сайте

История

Подвижной состав

Маршруты

Статьи

Карта города

Курскэлектротранс

Гостевая книга

Ссылки

Баннеры
Большой форум курска
Брянский троллейбус
Каталог сайтов Arahus.com
Счетчики
Находится в каталоге Апорт
Яндекс цитирования
Весь интернет-Курск

На автобус чуть похожий, на троллейбус чуть похожий, кто же, все же он такой?

И. В. Шпаков

С началом Великой Отечественной Войны заводы, выпускавшие трамвайные вагоны, стали изготавливать военную технику и по окончании войны большинство из них к мирной продукции уже не вернулись.

Появлению нового трамвайного вагона, ознаменовавшего целую эпоху транспортного машиностроения, мы обязаны главному инженеру технического отдела Мострамвайтреста Антону Ивановичу Литвиненко. Во время Великой Отечественной Войны московский Научный Автомобильно-Моторный Институт (НАМИ) разработал эталонные проекты максимально унифицированных по конструкции автобусов и троллейбусов, дизайн которых был схож с дизайном автобусов американской компании Дженерал моторс. Выпуск новых троллейбусов был организован на Тушинском авиазаводе №82. Модель троллейбуса получила обозначение МТБ-82 (Московский ТроллейБус завода №82).

Троллейбус МТБ-82 №30 в Кирове (2008 год).

Фото: Егор Опалев.

В 1946 году Тушинский авиазавод досрочно перевыполнил план, в результате чего у него осталось большое количество кузовов троллейбусов. Однако, завод не имел агрегатов ходовой части. Именно в этот момент у Антона Ивановича Литвиненко родилась мысль использовать эти кузова для производства трамваев. Кузова троллейбусов были удлинены на две оконные секции и установлены на тележки 2ДС, которые выпускались Сокольническим вагоноремонтным заводом (СВАРЗ) для модернизации старых вагонов КМ. На крышах вагонов разместили пантографы. Новый тип трамвайных вагонов получил обозначение МТВ-82 (Московский ТрамВай завода №82).

Один из первых вагонов МТВ-82 №1071 в Москве (1961 год).

Фото: Wolfgang Schreiner.

К сожалению, первые вагоны, получившие прозвище «широколобые», оказались негабаритными и не могли ездить по линиям, построенным под старые двухосные трамвайные вагоны. Поэтому в 1947 году завод разработал новую модель вагона МТВ-82А с суженной лобовой и задней частями, на крыше установили бугель вместо требовательного к состоянию контактной сети пантографа. Так же небольшим изменениям подвергся дизайн кузова и салон, в итоге вагон МТВ-82А приобрел свой классический вид.

Внешний вид вагона МТВ-82.

Фото: Черток М. С. Трамвайные вагоны.

В 1949 году производство вагонов МТВ-82А было передано на Рижский Вагоностроительный Завод (РВЗ) или Rigas Vagonu Rupnica (RVR). При передаче производства в Ригу буквенный индекс в обозначении вагона «пропал» и вагоны производились под маркой МТВ-82 без «А».

С 5 по 14 октября 1952 года состоялся XIX съезд КПСС. В своих директивах по пятому пятилетнему плану развития СССР было указано на необходимость расширения сети городского транспорта, увеличения государственных капитальных вложений в городской транспорт и связь, благодаря чему началось обновление подвижного состава трамвайных хозяйств СССР.

Первые вагоны МТВ-82 пришли в Курск в 1952 году. Министерство коммунального хозяйства РСФСР выделило 29 новых трамвайных вагонов МТВ-82 в дополнение к 12 прицепным вагонам «С» из Москвы и 5 вагонам «МС-1» из Ленинграда для обслуживания линии в Рышково.

Вагоны МТВ-82 в Северном депо (на переднем плане №71) 1961 год.

Фото: Музей МУП КЭТ; отреставрировано Илья Шпаков.

Вагоны МТВ-82 вызвали у курян «потрясение устоев»: элегантный дизайн, большой просторный салон, мягкий ход, отопление в салоне, мягкие сиденья, большое количество плафонов для освещения.

О том, что вагон МТВ-82 сразу же стал всенародным любимцем, говорит и тот факт, что в 1964 году в издательстве «Детская литература» вышла книжка Сергея Баруздина «Сказка о трамвае». В ней рассказывается о том, как старый трамвай стал исчезать с улиц Москвы, теснимый автобусами и троллейбусами. Однако трамвай не исчез, а преобразился, став достойным коллегой троллейбуса и автобуса:
Незнакомец краснокожий
С ярко-жёлтой полосой,
На автобус чуть похожий,
На троллейбус чуть похожий,
Кто же, все же, он такой?
 
«Неужели вы забыли, -
Он с обидой им сказал.
— Вы же сами говорили,
Что от жизни я отстал.
 
По Неглинной, по Садовой
Я ходил десятки лет.
Я — трамвай, да только новый -
Вот, пожалуй, весь секрет.
 
Обтекаем я снаружи
И красив со всех сторон.
Я теперь ничуть не хуже,
Чем троллейбусный вагон.
 
У меня мотор отличный,
И скажу вам, не тая,
Что теперь вполне приличный
Внешний вид имею я.
 
У меня внутри сиденья,
Как пружинная кровать.
И во время отправленья,
«Зайцам» всем на удивленье,
Стал я двери закрывать».

В Курске именно вагону МТВ-82 было удостоено право открыть Кировский мост через реку Тускарь в 1955 году.

Открытие Кировского моста в 1955 году вагоном МТВ-82.

Фото: Музей МУП КЭТ.

В 1956 году трамвайная линия в Кировском районе была перенесена с улицы Интернациональной на улицы Дубровинского и Маяковского. В ноябре 1956 года была введена в строй новая линия от кольца Сороковой улицы по улицам Верхней Луговой и Выгонной до кольца «Запольная» длиной 2,5 км. К концу этого года в парке насчитывалось 28 новых вагонов МТВ-82 и 66 стандартных вагона. Протяженность путей составляла 47 км. В 1956 году трамвай перевез 41 млн. пассажиров.

Трамвайный вагон МТВ-82 на улице Ленина.

Фото: Музей МУП КЭТ.

Для эксплуатационщиков вагоны МТВ-82 по конструкции не сильно «ушли» от их предшественников стандартных вагонов: непосредственная система управления тяговыми двигателями, наличие пневмооборудования и аварийного ручного тормоза. Обслуживающий персонал полюбил вагоны МТВ-82 за простоту и надежность. Вместе с тем, такой консерватизм имел и обратную сторону: применение довоенных технологий в конструкции вагонов, привело к отставанию Советского Союза от стран Западной Европы и США, где уже активно использовались вагоны с реостатно-контакторной системой управления тяговыми двигателями, не требовавшей от водителя уверенных и отточенных навыков управления, а так же физической выносливости при работе с нею.

В 1957 году началось сооружение новой одноколейной линии трамвая длиной 1,5 км от улицы Энгельса по 1-ой Подшипниковой улице к поселку завода тракторных запчастей. Движение на ней открылось в ноябре 1958 года. В районе новой конечной остановки было начато строительство нового трамвайного депо (Южного).

Вагон МТВ-82 №34 на улице Ленина в 1957 году.

Фото: Илья Шпаков.

В 1959 году была проложена еще одна новая линия трамвая на южной окраине города — от аккумуляторного завода до поселка Гуторово (завод синтетического волокна) длиной 6,5 км, которая была открыта вместе с новой тяговой подстанцией 18 сентября того же года. К концу 1959 года общая протяженность трамвайных путей составила 64 км. Подвижной состав насчитывал 124 вагона (58 МТВ-82 и 66 стандартных вагонов). В курском трамвайном управлении работало 1200 человек, 65% из которых составляли женщины.

Вагоны МТВ-82 №41 и №42 на улице Ленина в 1959 году.

Фото: Музей МУП КЭТ.

В вагоне МТВ-82 внутренняя планировка салона имела первостепенное значение, что обеспечивало максимальное удобство для пассажиров.

Салон трамвайного вагона МТВ-82.

Фото: Pal_Andrei4.

Кузов вагона состоял из пассажирского салона и кабины водителя, отделенного от него перегородкой со стеклом.

В вагоне с правой стороны располагались четыре двухстворчатые двери: две передние — для выхода и две задние — для входа. Двери открывались и закрывались при помощи пневмопривода. Выходные двери управлялись водителем, входные — кондуктором. Двухдверный корпус затруднял вход-выход пассажиров на линиях с большим пассажиропотоком; створчатые двери из-за центральной переборки не позволяли проносить крупногабаритный багаж или детскую коляску. Более того, при закрывании двери выталкивали стоящего на подножке пассажира наружу.

Салон вагона имел боковые подъемные окна: 12 окон с правой стороны и 14 окон с левой стороны. Сиденья были сделаны в виде диванов с пружинами, обитых текстовинитом. Каркасы сидений выполнялись из стальных труб. Диваны располагались в два ряда: справа по ходу вагона — одноместные, слева — двухместные.

Планировка салона вагона МТВ-82.

Рисунок: Черток М. С. Трамвайные вагоны.

Для отопления вагона под диванами устанавливались электрические печи: 10 печей в салоне и 2 печи в кабине водителя.

Для лучшей вентиляции на потолке вагона было установлено 10 вытяжных вентиляторов.

Пол вагона в салоне был покрыт быстросменным реечным покрытием, для предотвращения скольжения обуви пассажиров.

Летом 1960 года была произведена реконструкция трамвайных путей на Хлебной площади и по улице Крупской, а в 1961 году введена в строй новая подстанция №5 в поселке завода тракторных запчастей.

Трамвайный вагон МТВ-82 №51 на улице Дзержинского (1960 год).

Фото: Музей МУП КЭТ.

1961 год стал последним годом, когда в Курск пришли новые вагоны МТВ-82. Всего Министерство коммунального хозяйства РСФСР выделило городу 63 трамвайных вагона МТВ-82.

Трамвайный вагон МТВ-82 №61 на Химволокно в 1961 году.

Фото: Музей МУП КЭТ.

Еще одной особенностью вагонов МТВ-82 стал необычно мягкий ход, который обеспечивался рессорным подвешиванием, служившим для смягчения резких толчков при движении вагона, которые возникали от неровностей пути.

Тележка вагона МТВ-82 (2-ДСА с роликовыми наружно-осевыми буксами; основной вид)

Рисунок: Черток М. С. Трамвайные вагоны.

Вагон МТВ-82 имел двойную рессорную систему: цилиндрические буксовые пружины и листовые люлечные рессоры. Рама тележки опиралась на буксовые пружины посредством балансиров. Балансир крепился к буксе снизу двумя валиками. На концах он имел две чашки для установки с боков буксы двух пружин подвешивания. На вагоне устанавливали четыре люлечных рессоры. Рессоры своими хомутами вставлялись в гнездо основания люльки и гнездо шкворневой балки. Основание люльки подвешивалось на четырех подвесках (серьгах) к поперечным балкам тележки. Подвеска позволяла люльке перемещаться перпендикулярно к оси рельсового пути, благодаря чему уменьшалась сила удара бандажей колесных пар о стыки рельсов. Чтобы быстрее затухали колебания люльки, наклон подвесок делался в разные стороны: нижние шарниры подвесок разводили наружу, а верхние — сближались.

В октябре 1965 года состоялось открытие второго в городе трамвайного депо — Южного. В Южное депо было перебазировано часть подвижного состава из переполненного Северного депо, что позволило улучшить обслуживание жителей города.

Трамвайный вагон МТВ-82 №77 проходит через моечную машину в Южном депо (1960-е годы)

Фото: Музей МУП КЭТ.

В ноябре 1967 года было завершено строительство новой трамвайной линии от кольца «Запольная» по улице Красный Октябрь и Пушкарной до Московской площади. Новая линия замкнула большое кольцо в северной части города и разгрузила линию по улице Ленина. По построенной линии стали курсировать два маршрута: №3 («Волокно — Верхняя Луговая — Красная площадь — Волокно») и №6 («Волокно — Запольная — Хлебозавод»).

В июне 1970 года в Курске действовали следующие маршруты трамвая:
№1 Хлебозавод — Автостанция,
№2 Вокзал — Автостанция,
№3 Хлебозавод — завод «Волокно» (через город),
№4 Вокзал — КЗТЗ,
№5 улица Запольная — завод «Волокно»,
№6 завод «Волокно» — улица Верхняя Луговая — Хлебозавод.

В 1973 году было принято решение снять трамвайные пути с улицы Ленина, что и было осуществлено 18 мая того же года. За одну ночь при помощи приспособления, использовавшегося немцами для разрушения железнодорожных путей, и сцепки двух вагонов МТВ-82 были демонтированы пути по всей улице Ленина, а это почти 2 км. К утру 19 мая даже удалось заасфальтировать Красную площадь. 19 мая все трамваи пошли в обход центра по улицам Красный Октябрь и Верхней Луговой.

Демонтаж трамвайных путей на улице Ленина (1973 год).

Фото: Музей МУП КЭТ.

Вагоны МТВ-82 перевозили курян до 1973 года. Списание вагонов МТВ-82, находившихся в хорошем состоянии, началось из-за централизованного диктата Министерства коммунального хозяйства РСФСР по обновлению подвижного состава и ознаменовавшего собой начало периода экспансии чехословатских вагонов T3SU. Часть бывших пассажирских вагонов МТВ-82 были порезаны и сданы в металлолом, другая часть перестроены в служебные.

Еще очень долгое время один из вагонов МТВ-82 стоял в Южном депо в нетронутом состоянии. В 2004 году, во время ликвидации Южного трамвайного депо, вагон, оцениваемый в несколько десятков миллионов рублей, было решено порезать и сдать в металлолом.

Сейчас на всем пространстве Российской Федерации осталось всего 3 трамвайных вагона МТВ-82: в Москве, Нижнем Новгороде и Екатеринбурге. Эти вагоны являются достопримечательностями этих городов и привлекают к себе большое внимание со стороны туристов-любителей трамвая из Германии, Швейцарии, США и Великобритании.

Трамвайный вагон МТВ-82 №1278 в Москве (2007 год)

Фото: Александр Конов.

Очень жаль, что из-за глупости и недальновидности руководства МУП «Курскэлектротранс» наш город не сохранил трамвайный вагон, ознаменовавший собой целую эпоху в транспортном машиностроении.

В заключение статьи приведем отрывок из «Коломенского трамвайного Дифирамба» Кученева Михаила, посвященный закату эпохи МТВ-82:
Потом — родные МТВ-шки,
Из реек деревянный пол,
Роскошный никель. Гул подвески,
Штурвальный тормозной прибор.
 
Его все называли «старым»,
Но сколь брутален был вагон!
За буксы скрытые колпары,
Пневморешетки мощный стон,
 
И двери, бьющие по пальцам —
Поторопись, не прозевай!..
 
…Но сколько вдоль путей не пялься,
Нет МТВ. Ушел трамвай.
 
Не нанесет по локтю рану
Окна увесистая рама.

Литература:
1. Баруздин С. Сказка о трамвае. — http://tram.ruz.net/lyrics/poetry/baruzdin.htm
2. Коссой Ю. М. Ваш друг трамвай. Век нижегородского трамвая. — Н. Новгород: Елень, Яблоко, 1996.
3. Кученев М. Коломенский трамвайный Дифирамб. — http://kolomnatram.ruz.net/articles.php?aid=53
4. Носкина В. С. Курскому трамваю 100 лет. — ГУИПП «Курск», 1998.
5. Тархов С. А. 100 лет курскому трамваю.
6. Черток М. С. Трамвайные вагоны — Министерство коммунального хозяйства РСФСР, 1953.
7. Шанин А. МТВ-82: шаг вперед, два шага назад. — http://tramnn.narod.ru/history/cars/mtv82/mtv82_1.html

Часы
Фотохроника

Вагон МТВ-82 №51 на улице Ленина (1960 год)

© Шпаков Илья Владимирович 2008

Сайт создан в системе uCoz