Курский трамвай
Навигация

О сайте

История

Подвижной состав

Маршруты

Статьи

Карта города

Курскэлектротранс

Гостевая книга

Ссылки

Баннеры
Большой форум курска
Брянский троллейбус
Каталог сайтов Arahus.com
Счетчики
Находится в каталоге Апорт
Яндекс цитирования
Весь интернет-Курск

Рижские звезды на улицах Курска

И. В. Шпаков

В 1952 году Министерство коммунального хозяйства запланировало поставку в Курск 80 четырехосных вагонов, для смены всех имевшихся двухосных.

Первые вагоны, поступавшие сначала с Тушинского авиационного завода №82, а впоследствии с Рижского вагоностроительного завода (РВЗ) были марки МТВ-82. Всего к 1962 году в Курск пришли 63 вагона МТВ-82.

В связи с прекращением выпуска РВЗ вагонов МТВ-82 в 1961 году с 1962 года Курск стал получать трамваи второго поколения РВЗ-6.

История создания вагона РВЗ-6 началась в далеком 1948 году. За основу нового трамвайного вагона были взяты вагоны PCC («пи-си-си»), выпускавшиеся с 1936 года в США. Все страны, выпускавшие свои собственные трамвайные вагоны, в большей или меньшей степени копировали этот вагон. Советский Союз тоже не стал исключением.

Трамвайный вагон PCC в National Capital Trolley Museum, Washington, DC (2008 год)

Фото: Alex D.

В 1948 году Совет Министров СССР принял постановление о разработке на Рижском вагоностроительном заводе трамвайного вагона нового поколения. В конструкции этого вагона должны были быть реализованы:

1) косвенная низковольтная автоматическая реостатно-контакторная система управления тяговыми двигателями;

2) двухосная поворотная мостовая тележка, колесные пары которой должны иметь подрезиненные колеса с резиновыми прокладками;

3) наименее возможная масса вагона;

4) создание максимально вместительного и комфортабельного салона вагона.

Главным конструктором был назначен Рябцев.

Часть конструкторских решений у создателей вагона уже были: первые опытные вагоны с реостатно-контакторной системой управления (РКСУ) производились Тушинским авиазаводом (вагон М-38) в 1930-х годах и эксплуатировались в Москве до Великой Отечественной Войны. Пробел недостающих знаний был заполнен данными промышленного шпионажа. Все собранные данные о вагоне PCC, являвшимся гордостью транспортного машиностроения США за счет применения новейших технологий, были систематизированы и обобщены в книге-отчете инженера Л. Я. Лехтмана «Электрооборудование американского трамвайного вагона PCC» под редакцией кандидата технических наук Л. М. Трахтмана, опубликованной Центральным бюро технической информации наркомата электротехнической промышленности СССР маленьким тиражом.

Благодаря имевшимся сведеньям работы по проектированию вагона были завершены в 1949 году, а в следующем 1950 году увидел свет первый прототип вагона РВЗ-6 вагон РВЗ-50. Ровно десять лет конструкторы РВЗ пытались создать максимально приближенный к PCC по всем показателям трамвайный вагон. Итогом инженерных изысканий стал выпущенный в 1960 году трамвайный вагон РВЗ-60 (0 впоследствии из аббревиатуры был убран и вагон выпускался под маркой РВЗ-6) самый близкий, но не являющийся точной копией PCC советский трамвайный вагон.

Трамвай РВЗ-6 "сходит со стапелей" Рижского завода (1961 год).

Фото: ГУП «Мосгортранс»

Пришедшие в 1962 году в Курск вагоны РВЗ-6 повергли в шок эксплуатационщиков. Конструкция вагона и примененные решения были не известны обслуживающему персоналу. Литературы по новому типу подвижного состава было очень мало.

Осваивать новую технику было поручено лучшим из лучших, таким как Надежда Мелихова и Нина Локтионова, являющимися победителями соц. соревнований и конкурсов профессионального мастерства водителей трамвая.

Трамвай РВЗ-6 на улице Ленина (1960-е годы)

Фото: Серия открыток о Курске 1960-1970 годов

Вагон РВЗ-6 имел металлический цельнонесущий кузов сварной конструкции. Каркас стенок внутри кузова и потолок обшивались декоративной фанерой. Все стыки обшивки закрывались декоративными раскладками (штабиками) из нержавеющей стали. Междуоконные стойки закрывались «пилястрами» — металлическими облицованными профилями из листовой стали.

Общий вид четырехосного вагона РВЗ-6

Рисунок: Шредер Л. Б., Хавин М. Н. Механическое оборудование подвижного состава трамвая

Пол салона и кабины был выполнен из сосновых досок, покрытых антисептическим составом и соединенных вшпунт. Для осмотра тяговых двигателей и другого оборудования в полу вагона были сделаны люки. Пол салона и кабины покрывался линолеумом. Вдоль прохода и между сиденьями на пол укладывались рейки.

Сиденья представляли собой мягкие диваны, однорядные по левому борту и двухрядные по правому.

Снаружи корпус вагона на заводе окрашивался пентафталевыми эмалями кремового (верх и юбка) и темно-бордового цветов (борт).

Салон трамвайного вагона РВЗ-6

(http://stts.mosfont.ru/photo/45887/)

Фото: Владимир Кириллов

Размеры кузова, общий дизайн, оформление и планировка салона вагона у МТВ-82 и РВЗ-6 были очень схожи, поэтому обычные пассажиры считали их одной маркой трамвайного вагона.

Для водителей различия между двумя моделями были значительными. Наличие пульта с большим количеством элементов управления, индикаторов, измерительных приборов и пяти педалей требовали детального знания конструкции и электрической схемы вагона.

Ремонтные бригады на вагоне РВЗ-6 впервые встретились с групповым реостатным контроллером, серводвигателем, комбинированной тормозной системой, «нестандартным» напряжением низковольтной цепи в 48 вольт (вместо обычных 24 вольт) и многими другими ранее не известными устройствами. Отсутствие обученного персонала и нежелание разбираться в «сложных» электрических и механических узлах поставили приговор вагонам РВЗ-6 в Курске.

Увидеть трамвай РВЗ-6 на улице было достаточно трудно. Они часто сходили с линии даже с небольшими поломками и сутками ждали ремонта.

Трамвайные вагоны (слева направо) Х, T3SU, РВЗ-6 и платформа на базе Х в Северном депо (1960-е годы)

Фото: Музей МУП КЭТ

1965 год стал последним годом эксплуатации этих вагонов с пассажирами. Неисправные вагоны были отстранены от эксплуатации и поставлены «под забор» в Северном депо.

С началом поступления чехословатских вагонов T3 SU руководство трамвайного управления решило передать вагоны РВЗ-6 в города, где они активно эксплуатировались и хорошо себя зарекомендовали. В 1968-1970 годах все РВЗ-6 были переданы в Ногинск и другие города.

Один трамвайный вагон РВЗ-6М2 был приобретен Курском позднее в качестве служебного: лаборатории контактной сети, и эксплуатировался до конца 1990-х годов. Сейчас он находится в Северном депо и выполняет функцию сарая.

Вагон РВЗ-6М2 в Северном депо (2008 год)

Фото: Илья Шпаков

Несмотря на малый срок эксплуатации вагонов марки РВЗ-6 они оставили небольшой след в истории курского трамвая.

Модель вагона РВЗ-6 в музее ГЭТ Курска

Фото: Илья Шпаков

Сейчас на вагоне РВЗ-6, а точнее его модификации РВЗ-6М2 можно прокатиться в Хабаровске, Комсомольске-на-Амуре, Владивостоке, Казани, Минске, Уфе, Салавате, Ангарске, Витебске, Даугавпилсе, Осинниках, Ташкенте и до недавнего времени в Архангельске (сейчас там трамвай закрыт).

В виде музейных экспонатов вагоны РВЗ-6 находятся в Москве и Нижнем Новгороде.

Трамвайный Ремонтный Завод (ТРЗ), Музейная площадка (Москва, 2007 год)

(http://stts.mosfont.ru/photo/45881/)

Фото: Владимир Кириллов

В заключение статьи приведем отрывок из «Коломенского трамвайного дифирамба» Кученева Михаила, посвященный вагонам РВЗ-6:
Ах, РВЗ-шка! Щебет птички
По рельсам синим на лугу.
Ты – ежедневная привычка,
Я на тебя во сне бегу,
 
Но, опоздав, не огорчаюсь –
Вот и еще один вагон
Затормозил, слегка качаясь…
Звонка веселый перезвон
 
Пугает глупых пешеходов;
А сзади двери – не закрыть,
Внутри полным-полно народу,
И вновь стартует во всю прыть
 
В семидесятые златые
Бордово-кремовый вагон…
 
…Мне это снится не впервые.
Но РВЗ теперь – лишь сон.
 
Да! Улетели, словно птицы,
В предел запретный РВЗ…
Одна — сумела возвратиться!
Зимой снежинки на звезде
 
Лежат, устав вокруг кружиться,
Весенний дождь капелью бьет…
Звезда с вагона белой птицей
Теперь в подстанции живет,
 
Лепным ампирным украшеньем –
Ей повезло с перерожденьем!

Литература:
1. Бондаревский Д. И. и др. Трамвайные вагоны РВЗ-6М2 и КТМ-5М3 — М., Транспорт, 1975.
2. Коссой Ю. М. Ваш друг трамвай. Век нижегородского трамвая. — Н. Новгород: Елень, Яблоко, 1996.
3. Кученев М. Коломенский трамвайный Дифирамб. — http://kolomnatram.ruz.net/articles.php?aid=53
4. Носкина В. С. Курскому трамваю 100 лет. — ГУИПП «Курск», 1998.
5. Сорокин А. Долгий путь рижской «шестерки». — http://tramnn.narod.ru/history/cars/rvz6/rvz6_1.html
6. Справочник «Вагоны СССР», 1979 г.
7. Шредер Л. Б., Хавин М. Н. Механическое оборудование подвижного состава трамвая. — Министерство коммунального хозяйства РСФСР, 1963 год.

Часы
Фотохроника

Вагон РВЗ-6 в Северном депо (1960-е годы)

© Шпаков Илья Владимирович 2008

Сайт создан в системе uCoz